Книга о Барселоне: “Город чудес”, Эдуардо Мендоса

La ciudad de los prodigiosЭдуардо Мендоса, каталонский писатель, написал Город чудес в конце 1980-х, то есть сто лет спустя с момента, когда начинаются события книги. А начинаются они с подготовки Барселоны к всемирной выставке. На этом фоне в городе появляется Онофре Боувила — главный герой романа. В начале повествования ему тринадцать, он из бедной семьи и приехал из далекой (по тем временам) деревни. Барселона по тем временам, к слову, предстает никому не интересным провинциальным городом на задворках Европы. И впереди почти 700 страниц романа, где стремительно повзрослеют все – и герой, и город.

Даже дочитав до конца, я так и не решила: то ли история героя была нужна, чтобы показать Барселону рубежа веков во всем объеме, то ли Барселона была нужна, чтобы изобразить героя своего времени в красках. Но автору явно хотелось провести экскурс в историю славного города для читателей. Поэтому каждая глава открывается обстоятельным и остроумным описанием жизни барселонцев того времени. Этакие публицистические вставки в художественное повествование. Мендоса родился в 1943 и не был свидетелем десятилетий, которые взялся описывать. Ссылок на документы и свидетельства, понятное дело, он тоже не приводит. Прямые пересечения интересны только тем, кто бывал в каталонской столице и узнает хотя бы некоторые топонимы, типа особенно любимых туристами горы Монжуик, бульвара Грасия или пляжа Берселонеты. Верить или не верить — личное дело читателя, но лично для меня художественная Барселона Мендосы и реальная Барселона теперь едины.

Вопрос в другом: почему этот период? Почему не постфранкистская современность? Я объясняю это так: на тот период пришелся бурный рост Барселоны именно как города, а не портового придатка. Это сейчас она – каталонская красотка, которую круглый год наводняют туристы. Но ведь так было не всегда.

В романе же это образ города чудес, и чудеса не заставляют себя долго ждать. Завораживает не только скорость развития события или масштаб безумных “проектов” главного героя и его подручных, а то, что все происходящее как будто складывается само собой. Главный герой как будто случайно оказывается везде, где нужно оказаться, обладает теми качествами, которыми нужна бы обладать порядочному дельцу (и бандиту), и город с его настроениями и характером – тоже именно тот, что нужен.

Эту историю можно рассказать так. В этом городе возможно все: на стройке всемирной выставки обязательно будет дырка в заборе, чтобы вести анархистскую пропаганду, каталонцы так рады наживе, что пойдут на любые сделки ради нее, а если подмешать к этому кинематограф и технический прогресс, то невозможного совсем не остается.

А можно рассказать ее так. В лучших традиция плутовского романа, перенесенного в 20 век, Онофре Боувила пробует на прочность возможности этого мира, беззастенчиво пользуется глупостью и алчностью окружающих его людей. Он, ни во что не веря, раздает листовки анархистов на стройке всемирной выставки – и с этого начинает свою карьеру. Когда строятся столь любимые нами теперь регулярные барселонские кварталы, он выдумывает ловкие схемы и спекулирует на жилье так, что наживает первое состояние. Он — автор сценария бандитских разборок, выходит невредимым из всех возможных любовных приключений, с его легкой руки в стране развивается кинематограф и наука. Боувила плут и без всякого снобизма относится к людям самых разных слоев общества, от нищих обитателей пансионов до руководителей Каталонии и всей Испании. Нет среди них тех, кто был бы лишен пороков. Боувиле нет дела до морали: он четко знает, что порок – это ключ к человеческой душе и способ манипулировать каждым.

Пожалуй, при других обстоятельствах Барселону из книги Мендосы можно было бы назвать “городом возможностей”. Но Барселона – это город чудес. Как и любой другой город, не желающий признать собственную провинциальность.

Несколько цитат в тему.
«Правда, все соглашались, что начинание такого уровня отвечает «современным тенденциям». Другое дело, насколько единодушным будет общественное мнение по поводу жизненной необходимости и вообще осуществимости этого проекта. Ко всему прочему,писала одна газета, город не способен предложить достаточно развлекательных программ, чтобы сделать приятным пребывание в нем иностранцев даже в течение нескольких дней.Превалировала точка зрения, что по сравнению с Парижем или Лондоном Барселона будет иметь бледный вид. И никому не приходило в голову соотнести потенциал Барселоны с такими городами, как Антверпен и Ливерпуль, которые провели мероприятия тихо и в соответствии со своими скромными возможностями, без бесконечных mea culpa и киваний на собственную несостоятельность».
(О проведении в Барселоне всемирной выставки)

«Если бы все деловые люди в одночасье пришли к пониманию того, что они не вечны и рано или поздно им придется умереть, то, наверное, застопорился бы весь экономический процесс в мире».

«Я действительно проиграл, так как думал, что стоит мне стать плохим, и мир будет у меня в руках».

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>