6 базовых ошибок пиарщиков

Говорят, из журналистов редко получаются пиарщики, а журналисты из пиарщиков еще реже. Несмотря на то, что нам вовсе не по душе разнесение этих благородных профессий по разные стороны баррикад, в реальности так чаще всего и получается.

0_d59c9_f54e6b93_XLНам больше нравится говорить о сотрудничестве журналиста и пиарщика, когда у одного есть информация, у другого – потребность в ней. Мир, дружба, взаимовыгода. Вероятно, так и бывает где-то там, в идеальных галактиках. В жизни оказывается, что у PR-специалиста триста условий на упоминания, поставленных начальством, партнерами или заказчиками, да еще и информационный повод не попадает в обойму. А у журналиста – рекламный отдел, у которого всегда вопросы к бесплатному упоминанию в материале.

В итоге, отношения пиарщика и журналиста (да и вообще любого представителя целевых аудиторий) чем-то напоминают ухаживания мужчины за очаровательной, но весьма капризной женщиной. По крайней мере, развиваются они примерно по тем же законам. И мало кто может рассказать об основных ошибках пиарщиков лучше журналистов. Предлагаем для начала ознакомиться с остроумной колонкой “Милославе Чемодановой посвящается. Милослав Чемоданов о пиарщиках как неизбежном зле” (автор – колумнист и журналист The Village, Look At Me и других).

Предлагаем избранные цитаты:

Пиарщики — это те, чьи звонки раздаются у меня в телефоне раньше будильника.

Неизвестная тебе девица — первый человек, с кем тебе выпало общаться сегодня, — продолжает невозмутимо ворковать что-то про Марафон Похорон Здравого Смысла, который ей поручили тебе втюхать. «Меня зовут Милослав», — в миллионный раз в этом месяце твердо повторяешь ты. «Я так и сказала, Мирослав», — обиженно поправляет меня незнакомка и спешит вернуться к предмету: «Мы бы очень хотели, чтобы это событие попало в вашу рубрику „Название Рубрики, Которой У Нас Не Существует“, скажите, это возможно?» «Боюсь, что нет», — отвечаю я и, положив трубку, иду готовить завтрак. До вечера меня ждет еще несколько десятков звонков, похожих на этот, как два гудка в телефоне. Полезных из них — примерно один из полусотни. Я мог бы обойтись без остальных сорока девяти, но они всё равно случатся.

Звонками всё не ограничивается, письма от пиарщиков занимают 99 % моей почты, приходя по двадцать штук в час.

К ошарашивающей актуальностью теме, нездорово восторженному тону сообщения и ошибке в обращении нередко добавляется и прямо-таки достойная восхищения, давящая на жалость безграмотность.

Как-то я написал в Facebook раздраженный статус о том, что я бы предпочел получать сообщения по работе на рабочую почту. Было много лайков, комментариев от разных людей, в первую очередь — других журналистов. И что бы вы думали? На следующий день число писем Мирославу нисколько не уменьшилось. Потому что эти засранцы не только заваливают тебя своей ерундой — они еще и не читают тебя!

Увы, и мне, и им приходится работать в условиях, где 90 % пиарщиков и 90 % журналистов — идиоты.

Последняя фраза, конечно, просто для примирения. Оставим эмоции за бортом, а вчитаемся внимательно: в тексте прямо перечислены 6 базовых ошибок пиарщиков, про которые все знают, но от этого не перестают совершать.

1. Звонить журналисту с утра / ночью / в сдачу / в понедельник / в пятницу / всегда. 
Разумеется, нет правила, когда звонить, а когда – нет, но лучше все же изучить ритм жизни редакции, прежде чем лишний раз нарываться на негатив. Например, в вечер сдачи номера, утром в понедельник или вечером в пятницу – однозначно гиблое время, кроме случаев, когда вы лучшие друзья.

2. Ошибаться в имени, фамилии, издании, теме или жанре. 
Лучше перепроверить трижды, если вы не держите этого в голове, а если сомневаетесь – переспросите. Главное, никакой самодеятельности и домыслов или предположений. Имя человека – лучшее звукосочетание для него на земле, почти божественный перезвон, и журналисты – не исключение. Никому не нравится, когда ему что-то предлагают, не поинтересовавшись даже именем.

3. Втюхивать.
Это самая большая трагедия пиарщика. Часто он, несчастный, стоит в таких условиях, что ему только и остается, что втюхивать. Обычно так бывает, если авторитетный в организации руководитель (худрук, художник или другая персона) убежден в том, что эта информация просто непременно заинтересует журналистов. Настолько, что не слышит других мнений. Пиарщик начинает втюхивать, а журналист, логично, сопротивляться.

4. Не интересоваться работой журналиста.
Вы пытаетесь заинтересовать журналиста своей работой. Будет справедливо, если при этом вы поинтересуетесь его работой. Аргумент “вас много – я одна” оставьте продавцам прошлой эпохи.

5. Писать с ошибками.
И не надо кивать на неграмотных журналистов. На пять неграмотных всегда найдется один поборник правописания. Орфографию, пунктуацию и стилистику, а также описки и опечатки в наши дни вполне способны проверять такие сервисы, как http://orfogrammka.ru/. Причем совершенно бесплатно.

6. Переоценивать значительность своего события в мировом масштабе.
Пиарщик, безусловно, патриот своего дела. Но все же здравый и рациональный взгляд на свое событие и на повестку в городе, стране и мире никогда не повредит. Хорошо, что не все журналисты столь дотошно записывают самые интригующие информационные поводы, которые им порой присылают пиарщики.

В нашей практике был такой прекрасный в своей беспомощности эпизод. Несколько лет мы сотрудничаем с международным кинофестивалем “Кинопроба”, который каждый год проходит в одни и те же числа – с 1 по 4 декабря. Всегда. Фестиваль любят и знают и зрители, и журналисты, и это всегда очень приятная и интересная работа. Но однажды звезды сошлись так, что в последних числах ноября случилась очень резонансная автоавария с участием первых лиц региона, а ровно на 4 декабря пришелся день выборов в органы власти разного уровня, что на фоне предыдущего события, разумеется, приобрело особую пикантность. Мы не оставляли надежды пробиться с культурными новостями сквозь поток политики, но журналисты только отмахивались, мол, какой фестиваль, выборы же. 

2 комментария

  1. Не хочу показаться занудой, но кажется, фраза “журналистов редко получаются пиарщики, а пиарщики из журналистов еще реже” – сама себя запутывает и разным порядком слов выражает только одну из сторон мысли, что Пиарщики и Журналисты редко становятся друг другом.

    • Георгий, спасибо за столь пристальное чтение текста :) Все-таки словосочетание “еще реже” призвано внести некоторое разнообразие в этой череде невозможности перевоплощений.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>